Голос у неё дрожит-дрожит. Не связками, а где-то внутри, в животе, где живут наши детские страхи, откуда поднимает голову дремлющая до поры змеюка ужаса – уже когда ты взрослый. Голос у нее поднимается копьем, по пути убивает змеюку и выбирается наружу словами:
…Майская ночь,
Лживая ночь,
Баюшки-бай,
Нерожденная дочь…
Слова приходят для разных нужд – спастись, обороняться, напасть первому, скрыть себя, для чего только люди не городят слова. Эти слова пришли приговором.
Зачем слова? Шутить. Уводить от истины. Приговорить к противному смирению. Утешить.
Маргарита, Маргарита, зачем тебе слова? Коллажи твои – уже поэзия. Но ей нужны. У нее, у армянки, русские слова осторожно, даже тактично, выбравшись за поверхность обыденной речи, превращаются в тревожный любовный стих:
…В ту ночь мы ступили двое.
И не было неба краше.
Погасли сумерки в Хвое.
Лик озера чуден и страшен.
Я знала: из этой ночи
Домой вернется один…
Да, Рита, я знаю это дикое чувство, и есть такие специальные ночи, куда бы не надо соваться двоим, ведь оба знают – кто-то из них обречен вернуться и жить, смакуя свое одиночество.
Она говорит и теперь голос звучит грозно. Воздух дрожит вокруг нее, и мне кажется, что вся она опутана ветвями странных деревьев в сказочном лесу. Она сражается с ними, рубит мечом, и теперь она снова воин:
…Ушел последний эшелон
Моих любовных стихотрядов.
В шкатулку нити жемчугов!
В сундук увядший цвет нарядов!..
И она такая хрупкая, эта Маргарита, что странно видеть, как выстраивает она свою небольшую, но эффективную армию стихотворений, как рифмы окружают тебя, берут в плен, согласно безупречным правилам чести былых времен.
Марго, королевишна, скажи мне, как так вышло, что я знаю тебя без году неделя, а уж понимаю – дальше без тебя будет трудновато? Отчего так щедра ко мне на этот раз Армения – на людей, на талант, на события – не бывало такого раньше!
Это было сегодня, это был творческий вечер Маргариты Геворкян, коллажиста и поэтессы. Не удалось мне ее толком нарисовать, ускользает красота, не дается. Но я вижу ее печаль, которую не собрать за одну жизнь, я чувствую ее усталость. Светит мне Ритина прозрачная чистота, отчего глаза ее, скорее карие, кажутся светлыми.
А. Варданян
2015 г., Ереван
______________________
Ануш Варданян – российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кинофильмов, сериалов и ряда художественных книг.
Читать также: Ануш, “Apricot Frost” Book Presentation & Exhibitio